Ежегодно, Управлением Роспотребнадзора по Кировской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» во взаимодействии с органами власти, местного самоуправления, общественными организациями, проводятся мероприятия, приуроченные к Всемирному дню прав потребителей.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого 15 марта. В 2017 году CI призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложила в качестве девиза Всемирного дня прав потребителей, слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».
В соответствии с утвержденными Планами, специалистами Управления, ФБУЗ проведены мероприятия, направленные на информирование и консультирование граждан, а также на профилактику правонарушений в сфере защиты прав потребителей.
В рамках взаимодействия и проведения согласованной работы проведено заседание Консультативного совета Управления по защите прав потребителей на тему «Потребительские права в цифровую эпоху».
В мероприятии приняли участие представители Управления, ФБУЗ, УМВД России по Кировской области, Управления Роскомнадзора по Кировской области, Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области, Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области, Вятской торгово-промышленной палаты, ГБОУ ВПО «Кировской государственной медицинской академии», Кировской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Кировской области», Кировского облпотребсоюза.
В повестку дня включены были следующие вопросы:
1. Актуальные вопросы и проблемы, возникающие у граждан при приобретении товаров дистанционным способом.
2. Хищения денежных средств граждан, совершенные дистанционно с использованием мобильных средств связи и Интернет.
3. Блокировка сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
4. Требования к детским удерживающим устройствам в рамках законодательства о защите прав потребителей.
5. Детские удерживающие устройства как средства пассивной защиты при перевозке несовершеннолетних в салонах автомобилей.
6. Организованные перевозки групп детей.
По итогам заседания Совета информация участниками принята к сведению, обозначена необходимость ведения в дальнейшем совместных совещаний, направленных на обеспечение качества и безопасности реализуемых товаров (услуг) потребителям.
По поручению Роспотребнадзора организовано проведение «тематической» горячей линии по Интернет-торговле, а также акции «День открытых дверей для потребителей». В результате консультирования специалистами Управления и ФБУЗ потребителям оказана консультационная (практическая) помощь в урегулировании спорных ситуаций, связанных с приобретением товаров через интернет-магазины.
Для повышения уровня правовой грамотности сотрудниками Управления и ФБУЗ в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях проведено 48 мероприятий (бесед, встреч, лекций, занятий), в ходе которых приняло участие 1486 человек. Данная работа будет продолжена в апреле-мае 2017 года.
В Управлении образованием Зуевского района Кировской области специалистами Кирово-Чепецкого территориального отдела Управления проведена лекция для сотрудников данного управления, а также для директоров школ и заведующих дошкольных учреждений Зуевского района.
При этом, учитывая особую уязвимость и незащищенность граждан пожилого возраста и с ограниченными возможностями, проведены тематические встречи:
- на собрании Совета ветеранов и Совета инвалидов (г. Уржум) на тему «Покупка товаров дистанционно».
- в КОГАУСО «Слободской комплексный центр социального обслуживания населения» на тему «Дистанционный способ продажи товаров. На что обратить при покупке товара через Интернет»;
- для ветеранов (пгт. Юрья) на тему «Дистанционная торговля»;
- в КОГОБУ школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (г. Советск) на тему: «Особенности платежей и онлайн-покупок».
В целях доведения информации до широкого круга потребителей привлекались печатные издания. Так, в пресс-центре газеты «Мой Pro Город» состоялась прямая телефонная линия, посвященная правам потребителей при совершении покупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которой обратившимся даны соответствующие комментарии по заданным вопросам в сфере защиты прав потребителей. В рамках взаимодействия по вопросам защиты прав потребителей направлены и размещены статьи в газетах «Сельский маяк» (Фаленский район), «Твоя газета» (г. Кирово-Чепецк), «Родной край» (Тужинский район), «Наша жизнь» (г. Омутнинск), «Прикамская новь» (г. Кирс), «Слободские куранты» (г. Слободской), «Нагорская жизнь» (Нагорский район), «Настроение» (г. Вятские Поляны) и др.
В целях пропаганды, популяризации действующего законодательства по защите прав потребителей, повышения правовой грамотности учащихся, развития заинтересованности потребителей в изучении Закона РФ «О защите прав потребителей», на территории Котельничского, Орловского, Свечинского, Шабалинского, Даровского и Арбажского районов и г. Котельнича проведен конкурс «Я - грамотный потребитель» среди учащихся образовательных учреждений среднего и старшего звена.
В рамках мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, проведены конкурсы детского рисунка: на базе КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом г. Уржума» по трем возрастным категориям на тему: «Дистанционный способ продажи товаров»; в г. Котельниче среди учащихся младших классов – «Мы за здоровое питание».
В КОГПОБУ «Нолинский ТМСХ», МКОУ ООШ № 1 пгт. Суна проведено анкетирование учащихся по вопросам дистанционного приобретения товаров, результаты удовлетворительные.
В еженедельном режиме на сайте Управления и ФБУЗ, на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей размещается информация по наиболее актуальным и проблемным вопросам защиты прав потребителей, в т.ч. размещены информационные материалы для потребителей о Всемирном дне прав потребителей, а также о правах потребителей, приобретающих товары дистанционным способом.
В дальнейшем Управление намерено продолжать осуществление деятельности, направленной на информирование населения об актуальных вопросах защиты прав потребителей во взаимодействии с органами власти, общественным организациями, с привлечением средств массовой информации, а также посредством использования информационных интернет-ресурсов.