О запрете навязывания потребителям без их согласия дополнительных платных товаров, работ, услуг-Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Единый консультационный центр Единый консультационный центр Информационная линия Информационная линия

Время работы с 10:00 до 12:00 по рабочим дням

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Прием уведомлений в электронном виде

Отзыв о качестве государственных услуг

Прием обращений граждан
Контакты

Адрес:
610027, г. Киров
ул. Красноармейская, 45

Телефон:
+7 (8332) 40-67-10

Факс:
+7 (8332) 40-68-68
e-mail:
rpn@43.rospotrebnadzor.ru




О запрете навязывания потребителям без их согласия дополнительных платных товаров, работ, услуг

Версия для печати    Сохранить в DOC

25 ноября 2025 13:45 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) приняло участие в работе комиссии по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Общественной палаты Кировской области.

Предметом обсуждения стал вопрос «О фактах несогласованного с пользователями подключения платных услуг мобильными операторами».

Здесь следует напомнить, что с 01 сентября текущего года вступили в законную силу изменения, внесенные в статью 16 Закона «О защите прав потребителей», согласно которым, установлены определенные запреты для хозяйствующих субъектов:

— условия об обязательном приобретении дополнительных товаров/услуг;

— автоматическое согласие на допуслуги;

— условия, ограничивающие свободу выбора;

— условия о страховании жизни и здоровья; условия о невозврате средств за навязанные услуги.

Проект закона (согласно пояснительной записке к законопроекту) был обусловлен одной из самых распространенных недобросовестных практик, при которой хозяйствующие субъекты при реализации авиабилетов и железнодорожных билетов дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки ("галочки"), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор (автоматическое согласие).

Аналогичная проблематика, связанная с автоматическим согласием потребителя на заключение дополнительного договора, имела место и в потребительском кредитовании, решение которой нашло свое отражение в принятии Федерального закона от 24.07.2023 № 359-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Практикой отмечено, что положенные по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) услуги пытаются оказать платно.

Актуальными остаются споры потребителей с автосалонами по факту навязывания дополнительных услуг при приобретении транспортных средств.

Кроме того, начиная с 2022 года Роспотребнадзором наблюдается рост числа поступающих обращений граждан, содержащих жалобы на взимание с собственников многоквартирного дома платы за оказание услуг, не относящихся к услугам по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальным услугам, в частности таких как "телетрансляция", "страхование имущества", "консьерж", "кабельное телевидение" и другие. Как следует из большинства поступающих обращений граждан в платежных документах (квитанциях) на оплату жилищно-коммунальных услуг помимо строк об оплате "основных" услуг включаются строки об оплате дополнительных услуг, при этом отдельные договоры с потребителями на предоставление таких дополнительных услуг не заключаются, согласие потребителей на их оказание исполнителем не получается.

Внесенные в статью 16 Закона «О защите прав потребителей» положения должны способствовать соблюдению закрепленного статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа свободы договора, а также обеспечению эффективной защиты наиболее слабой стороны в обязательстве (потребителя).

Вместе с тем, в ходе заседания комиссии Управлением доведена информация об актуальности и в Кировской области вопросов граждан, связанных с навязываем дополнительных услуг в потребительском кредитовании и при покупке автотранспортных средств, о принимаемых мерах и положительной судебной практике.

При этом, исходя из региональной статистики, поступающие в Управление обращения непосредственно на услуги связи ежегодно составляют ориентировочно от 3% до 8% от общего количества. За первые 9 месяцев 2025 года поступило 225 обращений на услуги связи (8%) в целом. Преимущественно обращения связаны с качеством оказываемых услуг, порядком расторжения договоров, со сложностью перехода от одного мобильного оператора к другому с сохранением своего абонентского номера. Вопросы по навязыванию дополнительных платных услуг (подключению таких услуг без согласия потребителей) составляют менее 0,5% или всего 8 обращений. В ходе рассмотрения таких обращений доводы граждан о несогласовании подключения платных услуг не подтвердились.



Возврат к списку новостей

© Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
г. Киров, ул. Красноармейская, 45, тел.: (8332) 40-67-10 (круглосуточно), факс: 40-68-68.
Электронная почта
: rpn@43.rospotrebnadzor.ru