Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

Всемирный день прав потребителей

15 марта 2024 14:33:00 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) поздравляет граждан с Всемирным днем прав потребителей.

В 2024 году девиз Всемирного дня прав потребителей — «Fair and responsible Al for consumers» — «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Технологии искусственного интеллекта прочно вошли в нашу жизнь и продолжают менять её. С каждым днем расширяется перечень цифровых услуг, создаются приложения, которые упрощают привычные операции: помогают получать финансовые услуги, записаться на прием к врачу, сделать покупку. Необязательно идти в отделение банка, чтобы оплатить ЖКХ или открыть депозит в банке — теперь это можно сделать в приложении.

В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен. Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в тоже время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).

В первую очередь распространено применение голосовых помощников, роботов ассистентов, чат-ботов. «Чат-боты могут не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы».

Однако, в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и стратегия развития информационного общества на 2017-2030 гг. разработан кодекс этики искусственного интеллекта. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения в этой области, помогает организовать взаимоотношение людей и компаний в связи с развитием ИИ.

Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта (далее — Кодекс) устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться участникам отношений (п.1.3. раздела 2 Кодекса) в сфере искусственного интеллекта (далее — ИИ) в своей деятельности, а также механизмы реализации положений настоящего Кодекса.

Кодекс адресован всем, кто создает, внедряет или использует технологии ИИ: государство, разработчики и бизнес, наука, пользователь.

Согласно п.2.4 Кодекса ИИ не должны допускать использование технологий ИИ в целях причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, имуществу граждан и юридических лиц, окружающей среде. Любое использование, в том числе проектирование, разработка, тестирование, внедрение, эксплуатация СИИ (система искусственного интеллекта), способных целенаправленно причинять вред окружающей среде, жизни и (или) здоровью человека, имуществу граждан и юридических лиц, недопустимо.

В случае, если Продавец/Исполнитель в своей деятельности использует ресурсы искусственного интеллекта для предоставления потребителям информации о своих товарах/Услугах, то такая информация должна быть достоверная.

Общий перечень информации о товарах (работах, услугах), который в обязательном порядке должен быть доведен до потребителя, содержится в п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Кроме того, специальные перечни содержат иные нормативные акты, регулирующие отдельные виды отношений в сфере защиты прав потребителей.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Кроме того, следует учитывать, что использование рекомендательных сервисов для предложения пользователям товаров и услуг, которые явно рассчитаны на определенную целевую аудиторию и могут быть негативно восприняты за пределами этой аудитории. Также ряд товаров и сервисов могут быть крайне чувствительными, и использование рекомендательных сервисов для продвижения таких товаров и услуг должно иметь ограничение, например товаров и услуг:

  • для взрослых (18+);
  • религиозного характера;
  • ритуального характера;
  • которые могут способствовать разжиганию конфликтов или межнациональной розни.


Возврат к списку новостей