31 мая 2023 15:54:00 | защита прав потребителей

Юридические лица и индивидуальные предприниматели часто задают вопрос: что такое профилактический визит, зачем он нужен, какие последствия ожидают контролируемое лицо.

Профилактический визит проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,  и направлен на повышение информированности предпринимательского сообщества о способах соблюдения обязательных требований законодательства, а также устранение условий, причин и факторов, способных привести к их нарушениям в дальнейшем.

Основная цель профилактического визита — снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.

Профилактический визит проводится только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе, инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи и не превышает 1 рабочий день.

Обязательный профилактический визит проводится в отношении:

● предпринимателей, которые начали осуществлять свою деятельность менее года назад;

● объектов контроля, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Вместе с тем, контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Также в ходе профилактического визита может осуществляться консультирование и сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Сведения о результатах проведения профилактических визитов вносятся в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».

Кроме того, контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее, чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.

Такой профилактический визит проводится не позднее, чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования. В случае если профилактический визит проведен в течение 3 месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

В настоящее время Управлением Роспотребнадзора по Кировской области проведено профилактических визитов в отношении 60% запланированных контролируемых лиц в рамках федерального контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Анализ проведения профилактических визитов по итогам 5 месяцев 2023 года показал, что нововведение законодательства адекватно воспринято представителями бизнеса. В ходе профилактических визитов руководители предприятий, в которых побывали сотрудники Управления Роспотребнадзора по Кировской области, поблагодарили должностных лиц за рекомендации и разъяснения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей применительно к конкретному объекту контроля.

Между тем, 28% контролируемых лиц воспользовались своим правом, и отказались от проведения профилактических визитов в рамках федерального контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Одновременно, 12% профилактических визитов в рамках федерального контроля (надзора) в области защиты прав потребителей не проведено по следующим объективным факторам:

— прекращение деятельности хозяйствующего субъекта;

— отсутствие по указанному в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности адресу контролируемого лица;

— невозможность личного присутствия хозяйствующего субъекта либо обеспечения им присутствия своего представителя.

В общем итоге наблюдается увеличение доли проводимых профилактических мероприятий к общему числу мероприятий, проводимых в рамках государственного контроля (надзора).

Управление Роспотребнадзора по Кировской области обращает внимание контролируемых лиц, что полученные в ходе профилактического визита разъяснения носят исключительно рекомендательный характер, соответственно, возможность применения каких-либо карательных санкций по отношению к субъекту исключена!

При этом профилактический визит позволит снизить субъекту надзора свою категорию риска, своевременно обнаружить риски причинения вреда и избежать впоследствии ответственности за нарушение установленных обязательных требований!




Возврат к списку новостей