День рождения спама без именинника: как защититься от «электронного мусора»-Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Единый консультационный центр Единый консультационный центр Информационная линия Информационная линия

Время работы с 10:00 до 12:00 по рабочим дням

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Прием уведомлений в электронном виде

Отзыв о качестве государственных услуг

Прием обращений граждан
Контакты

Адрес:
610027, г. Киров
ул. Красноармейская, 45

Телефон:
+7 (8332) 40-67-10

Факс:
+7 (8332) 40-68-68
e-mail:
rpn@43.rospotrebnadzor.ru




День рождения спама без именинника: как защититься от «электронного мусора»

Версия для печати    Сохранить в DOC

3 мая 2023 11:40 | защита прав потребителей

Сегодня день рождения спама. Так, 3 мая 1978 года производитель электротехники DEC впервые совершил массовую рассылку писем без согласия получателей. С тех пор спам начали использовать для продвижения товаров и услуг.

Каждый пользователь услуг связи отлично знает, что это такое — масса ненужных, а зачастую и мошеннических сообщений, которые приходят на телефон, в личную почту, мессенджер.

Из назойливой рекламы спам давно превратился во вредоносное явление, с помощью которого выманивают деньги и воруют данные о пользователях, вплоть до банковских счетов. Опасным может быть и СМС-спам, с которым хоть раз сталкивался каждый абонент сотового оператора. Если реклама такси или доставки пиццы может только раздражать, то СМС от мошенников могут обернуться потерей денег. Переход по ссылке из безобидного, на первый взгляд, сообщения может привести к скачиванию вредоносного программного обеспечения, которое получит возможность собирать и передавать злоумышленникам информацию о пользователе, банковских транзакциях и паролях, о балансе банковского и лицевого счета, а также выводить деньги на виртуальные «кошельки» и банковские карты мошенников.

Законно ли это?

В статье 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» четко указывается, что включать абонента в список любой рассылки можно только с его согласия. Если же пользователь в какой-то момент решает, что больше не хочет получать рассылку, он вправе обратиться к оператору сотовой связи с требованием отписать его от рассылки (п. 6 ст. 45). То есть, вы должны получать только те сообщения, на которые дали предварительное согласие. А если это спам, который вам не нужен, можете в любой момент от него отказаться.

Кроме того, согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.

Категории телефонных спамеров

СМС-рассылка может приходить вам по разным причинам. Вы могли «подписаться» на нее, когда совершали какую-то покупку или оформляли услугу в интернете либо просто регистрировались на сайте. Зачастую этому не придается никакого значения, но такая реклама может оказаться весьма навязчивой.

Но это может быть и незаконная рассылка, на которую вы не давали согласия (даже если согласие «неосознанное», все же формально в первом типе рассылки оно подразумевается). Это значит, что ваш номер телефона был продан спамерам и они включили его в свою базу.

Как оградить себя от «спама»?

технический способ:

блокировка на телефоне входящих звонков и СМС-сообщений от неизвестных номеров в настройках смартфона, установка антиспама от банков либо иные приложения для блокировки спама и определения номера, в том числе антивирусные программы.

Важно отметить, что, как и в случае с голосовыми звонками от мошенников, ни одна антиспам-услуга не гарантирует блокировки ста процентов вредоносного контента (новые номера появляются слишком быстро, чтобы моментально вносить их в базу), так что в любом случае пользователю потребуется соблюдать антифишинговые правила. Например, не следует переходить по ссылкам в СМС от незнакомых номеров или открывать пустые с виду сообщения.

обращение к тем, кто прислал рекламу:

Ни в коем случае не звоните по номеру, с которого пришло СМС-сообщение! Не исключено, что ваш номер заполучили мошенники, которые надеются поживиться именно за счет какой-то реакции пользователя – ответного СМС или звонка. Найдите сайт или телефон компании, от имени которой происходит рассылка, в интернете, свяжитесь с ней безопасными способами и потребуйте, чтобы она удалила вас из базы и больше не присылала никакого спама. Компания обязана поступить именно так по первому же вашему обращению.

обращение к оператору связи:

Если у вас нет возможности (или желания) связаться с тем, кто совершает рассылку, позвоните на горячую линию своего сотового оператора и потребуйте, чтобы он отписал вас от всех рассылок (или части), которые приходят на ваш номер. Как уже рассмотрели выше, оператор не вправе в этом отказать. Однако, как вы понимаете, вас отпишут от тех рассылок, которые приходят на ваш номер в момент обращения. Не исключено, что в дальнейшем вы будете получать другой спам (что очень вероятно, если ваш номер телефона попал в базу, которую перепродают спамерам).

Есть и альтернативные способы борьбы, которые действуют, так сказать, превентивно. Например, программы для блокировки звонков или услуги от мобильных операторов.

обращение в надзорные органы (УФАС, Роскомнадзор):

К обращению важно прикладывать подтверждающие документы (например, копия обращения к оператору мобильной связи (с отметкой, что он его получал); фотография (скриншот) с экрана мобильного телефона, на которой видны рекламные сообщения, пришедшие на ваш номер после обращения к оператору, детализация выписки по абонентскому номеру за период получения СМС-рекламы и иные) и согласие на передачу контролируемому лицу сведений о Вас, также при подаче обращения лучше пройти подтверждение личности через ЕСИА или подтвердить личность, обратившись лично в соответствующий госорган.

Укажите в заявлении и другие данные, которые вам известны:

  • данные о рекламодателе, которые можно получить из открытых источников;
  • период поступления рекламы;
  • номера телефонов, на который поступала и с которого отправлялась реклама.

судебный порядок (при наличии правовых оснований):

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда находит, что избыточные и необоснованные звонки, а также направление СМС-сообщений на телефонный номер гражданина с требованием возвратить несуществующие долги посягают на достоинство человека и являются вмешательством в его частную жизнь».

Согласно статье 150 Гражданского кодекса РФ, достоинство личности и неприкосновенность частной жизни относятся к нематериальным благам, нарушение которых действиями, причиняющими физические или нравственные страдания, является основанием для компенсации морального вреда.

Высшая инстанция напоминает, что освобождение от возмещения вреда возможно только в случаях, когда ответчик может доказать, что ущерб нанесён не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

«Причинение вреда вследствие ошибки либо по поручению другого лица само по себе не освобождает причинителя вреда от ответственности», — указывает ВС РФ.



Возврат к списку новостей

© Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
г. Киров, ул. Красноармейская, 45, тел.: (8332) 40-67-10 (круглосуточно), факс: 40-68-68.
Электронная почта
: rpn@43.rospotrebnadzor.ru