19 января 2023 16:40:00 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области, в связи с поступающими обращениями граждан по вопросам нарушения их прав при заключении договора (например, услуг предоставления в аренду самоката, перевозки пассажира и выдаче авиабилетов и железнодорожных билетов) в виде электронных документов (далее – основной договор), сообщает следующее.

Страховые агенты и страховые брокеры при наличии полномочий, предоставленных страховой организацией, а также их субагенты и владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах) (далее при совместном упоминании – посредники) при реализации товаров и (или) услуг дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») заведомо проставляют в форме основного договора согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования (далее – дополнительный договор) в виде отметки («галочки»), подтверждающей намерение заключить дополнительный договор (далее – автоматическое согласие).

Обращаем внимание, что проставление посредниками в форме основного договора за страхователя автоматического согласия на заключение дополнительного договора при покупке дистанционным способом товаров/услуг не может являться подтверждением ознакомления страхователя с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также выражения страхователем волеизъявления на заключение дополнительного договора страхования.

Наличие такого автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и приводить к нарушению его законных прав и интересов.

Кроме того, дополнительный договор, заключаемый дистанционным способом, может принимать форму click-wrap-соглашения, то есть путем щелчка мышью по клавише «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий указанного договора.

К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:

– потребителем получена полная и достоверная информация об услуге. К элементам волеизъявления потребителя прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги, и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги и условиях ее приобретения;

– в веб-форме или программном обеспечении посредника отсутствует заранее проставленное автоматическое согласие.

Обращаем внимание, что п.2 ст.16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) установлен запрет обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).

Таким образом, навязывание потребителям дополнительного договора при приобретении основного договора является недопустимым.

Виновные в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должны возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги.

Иски о защите потребительских прав могут быть поданы истцом в суд по месту нахождения организации либо месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора. При этом потребители по таким искам освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст.17 Закона).



Возврат к списку новостей