9 марта 2021 15:31:00 | защита прав потребителей

В 2020 году Управлением Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) по результатам рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей в большинстве случаев заявителям даны необходимые разъяснения. При этом 129 обращений послужили основанием для выдачи субъектам предпринимательской деятельности Предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

По результатам надзорных мероприятий и по результатам поступивших материалов Управлением составлено 273 протокола об административных правонарушениях. Субъекты надзора привлечены к ответственности по статьям ч.1 ст.10.8, ст.14.2, ч.1 ст.14.4., ч.1 ст.14.5, ч.1 ст.14.7, ч.ч.1-2, ч.4 ст.14.8, ст.14.15, ч.3 ст.14.16, ч.1 ст.14.43, ч.1 и ч.3 ст.14.53 КоАП РФ.

Общая сумма наложенных штрафов составляет 1618,2 тыс. рублей.

Продукция, выявленная с нарушениями, в большинстве случаев изъята из оборота (в случае не устранения нарушений в рамках исполнения предписаний) - парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии, игрушки, легкая промышленность.

В частности, как на сегодня актуальна тема по девизу Всемирного дня прав потребителей «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами», в первую очередь, это касается детских игрушек.

В 2020 году проверено 19 объектов, в том числе, с привлечением лабораторных и инструментальных методов исследований, а также проведены 3 административных расследования в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих игрушки для детей, преимущественно из пластика.

Среди требований к безопасности, предъявляемых к игрушке, в порядке ТР ТС 008/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности игрушек", является ее маркировка. В этой связи превалирующая доля выявленных нарушений заключается в отсутствии на товарах такой категории информации на русском языке, сведений об изготовителе и месте его нахождения, конструкционном материале и возрастном ограничении.

По результатам проведенных мероприятий соответственно составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов).

Также, в рамках реализации полномочий обеспечивается на территории региона контроль за ситуацией по соблюдению хозяйствующими субъектами требований к маркировке товаров средствами идентификации.

В целях профилактики и недопущения нарушений законодательства на официальном сайте Управлением систематически размещается актуальная информация о соблюдении хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, подлежащим маркировке средствами идентификации, и их реализации.

В отношении реализации обувной продукции в отчетном периоде рассмотрено 15 письменных обращений, из которых 11 обращений послужили поводом к возбуждению административных дел. Также были проведены два совместных мероприятия с сотрудниками полиции в отношении хозяйствующих субъектов, реализующих обувь.

В ходе мероприятий осмотрено 10282 пары обуви, из которых арестовано 9616 пар обуви на сумму более 7 млн. рублей, обувь оставлена на ответственное хранение в магазинах. Один материал на сумму 3670 тыс. рублей направлен в УМВД по Кировской области в целях принятия мер реагирования по ст.171.1 Уголовного кодекса РФ.

В отношении хозяйствующих субъектов проводятся мероприятия по привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ.

В настоящее время в штатном режиме проводится мониторинг реализации участниками торгового оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации.

Дополнительно Управление обращает внимание как на давно действующие, так и на новеллы в требованиях при проведении внеплановых проверок в рамках государственного федерального надзора в сфере защиты прав потребителей.

Согласно положениям Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), обращение гражданина в области защиты прав потребителей может являться основанием для проведения внеплановой проверки при условии, что гражданин (заявитель) обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

При этом, в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона № 294, предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) и др.

Указанное означает, что потребителем должно быть документально подтверждено, когда и с какими требованиями он обращался к хозяйствующему субъекту.

Под обязательными требованиями, согласно положениям Федерального закона РФ от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 247) понимаются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

На основании ч.1 ст.15 Федерального закона № 247, Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15 Федерального закона № 247, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года (ч.2 ст.15 Федерального закона № 247).



Возврат к списку новостей