5 марта 2015 13:48:32 | защита прав потребителей

В октябре 2014 года мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области вынесено заочное решение об удовлетворении в полном объеме исковых требований Управления Роспотребнадзора по Кировской области по неправомерному начислению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, в части лифта.

Вместе с тем, поскольку управляющая компания не была надлежащим образом уведомлена о судебном процессе, впоследствии, решение отменено.

В ходе рассмотрения данного дела вновь исковые требования группы потребителей Управлением были увеличены в связи с требованием компенсации морального вреда.

Напомним, как следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление от собственников одной из квартир города Кирова (далее – потребители, заявители) по поводу нарушения их прав ООО «УК Ленинского района г. Кирова» (далее – предприятие, управляющая компания) по неправомерному начислению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, в части лифта.

С 01.07.2013 размер платы за ремонт и содержание общего имущества в домах с полным благоустройством, с лифтами, без мусоропровода, оборудованных газовыми плитами, без уборки мест общего пользования производится согласно постановлению администрации г. Кирова № 5270-П от 29.12.2012 по тарифу 20 руб. 20 коп. с 1 кв. м. общей площади вне зависимости от того, на каком этаже находится занимаемое помещение. Плата за обслуживание лифта в 2013 году составила 2 руб. 95 коп., а в 2014 году - 3 руб. 13 коп.

Исходя из внесенных изменений, потребителям управляющая компания стала производить начисление платы за жилое помещение с учетом лифта (квартира заявителей находится на втором этаже дома и ранее за лифт потребители плату не вносили, при этом лифт на втором этаже не работал, поскольку кнопки не функционировали).

Учитывая данное обстоятельство, поскольку в доме проживают жильцы, в т.ч. и пенсионного возраста, одним из заявителей неоднократно выставлялись требования управляющей компании по восстановлению кнопки лифта вторых этажей дома. Вместе в тем, данные требования были оставлены без ответа.

Впоследствии, в январе 2014 года заявители обратились в письменной форме к управляющей компании с соответствующими требованиями о разблокировки кнопок и произведении перерасчета платы. 14 февраля 2014 года кнопки были восстановлены, однако в перерасчете платы отказали, так как посчитали, что плата за лифт в силу действующего законодательства является платой не за услугу по пользованию лифтом, а за услугу по содержанию и ремонту лифта как части общего имущества дома, в связи с этим нет оснований для перерасчета платы с июля 2013 года по февраль 2014 года.

Учитывая изложенное, Управлением в обосновании своей позиции изложено следующее:

Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Заключая договор управления домом, управляющая организация берет на себя обязательства по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома (п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) и обеспечению жителей дома коммунальными услугами.

В соответствии с п. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.

В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила), предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пунктами 16 и 17 Правил предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.

Как следует из статьи 158 ЖК РФ, п.п. 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме.

В пункте 2 Правил определено, что лифты, лифтовые шахты, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование относится к общему имуществу дома.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила изменения размера платы).

В соответствии с п. 6 Правил изменения размера платы, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность управляющая компания обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещения в порядке, установленном данными Правилами.

Поскольку жилищная услуга в части содержания лифта как совокупности мероприятий, целью и результатом которых является возможность надлежащего, своевременного и необходимого его использования конечными потребителями – собственниками жилого помещения многоквартирного дома, была оказана заявителям ненадлежащего качества, требование к управляющей компании о взыскании денежных средств за некачественную жилищную услугу обосновано.

В марте 2015 года мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района г. Кирова Кировской области вынесено решение об удовлетворении исковых требований Управления в интересах группы потребителей, в т.ч. о взыскании с управляющей компании компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей (решение суда вступит в законную силу по истечении срока его обжалования, предусмотренного ст. 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).



Возврат к списку новостей