20 октября 2014 16:26:44 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области в рамках реализации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора осуществляет контроль за предоставлением потребителям платных медицинских услуг.

За 2013 - 2014 годы в отдел защиты прав потребителей Управления по анализируемой сфере деятельности поступило 62 обращения от граждан, как в письменной, так и в устной форме, что составляет от общего числа обратившихся около 2 %.

На все поступившие в Управление устные и письменные обращения даны соответствующие разъяснения в рамках законодательства о защите прав потребителей, в т.ч. по судебной защите прав потребителей.

По фактам, изложенным в письменных обращениях граждан, Управлением проведено 14 внеплановых проверок, в ходе которых в отношении субъектов надзора составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.1 и ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Большую часть нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий можно разделить на следующие категории:

1) медицинские организации не предоставляют посредством размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, содержащую следующие сведения:

- данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- адрес места жительства индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

- перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

- порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

- адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2) в договорах на оказание платных медицинских услуг выявляются условия, ущемляющие прав потребителей по сравнению с действующим законодательством, к примеру:

- право исполнителя на расторжение договора без возврата потребителю стоимости оплаченного лечения по различным причинам (в случае неявки пациента без уважительной причины и без уведомления исполнителя в сроки, указанные в листе назначений и т.д.), что не соответствует ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон);

- при расторжении договора по соглашению сторон, либо вследствие невозможности исполнения по обязательствам, не зависящим ни от одной из сторон (за исключением наступления форс-мажорных обстоятельств, ответственность при которых по договору не наступает), исполнитель возвращает пациенту уплаченную сумму, за вычетом, консультационно-диагностических услуг, затраченных материалов и фактически выполненного объема работ (не соответствует п. 2 и п. 3 ст. 16, ст. 32 Закона);

- право медицинской организации в одностороннем порядке расторгнуть договор без возврата потребителю стоимости оплаченного лечения (несоблюдение ст. 310 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Закона);

- ограничение права потребителя, что в случае возникновения осложнений или каких-либо недостатков после оказания медицинской помощи потребитель немедленно должен обратиться к исполнителю, не прибегая к помощи других лечебных учреждений. В противном случае исполнитель не несет ответственности за оказанные им услуги, и случай признается негарантийным (в данной ситуации не учитываются случаи экстренной помощи потребителю вне помещения медицинской организации);

- определение сроков рассмотрения претензий (от 15 до 30 дней) в нарушение п. 1 ст. 31 Закона;

- установление неустойки за нарушение сроков исполнения услуг в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, в нарушение п. 5 ст. 28 Закона;

- любые разногласия и споры, связанные с исполнением договора, подлежат рассмотрению в суде по месту обязательной государственной регистрации медицинской организации, что противоречит п. 2 ст. 17 Закона;

- установление в договоре положений об отсутствии у исполнителя ответственности за ожидаемый потребителем результат от оказания услуги, если материал для оказания услуги предоставлен потребителем, а также имеются какие-либо указания потребителя об оказании услуг (не соблюдены положения ст. ст. 35-36 Закона).

В настоящее время в отношении должностных лиц (либо граждан) применены меры административной ответственности.

Учитывая изложенное, обращаем внимание потребителей и медицинских организаций на соблюдение требований действующего законодательства о защите прав потребителей, в т.ч. Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.



Возврат к списку новостей