10 октября 2013 15:02:25 | защита прав потребителей

На сайте Управления Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) продолжает активно пользоваться спросом у граждан рубрика «электронное консультирование по вопросам защиты прав потребителей» (далее – рубрика).

За период с 01.03.2013 по 10.10.2013 зарегистрировано и дано ответов на 121 вопрос. Удельный вес от общего количества составляют вопросы в сфере продажи непродовольственных товаров – 46%; услуги ЖКХ – 21%; бытовое обслуживание населения (услуги по ремонту и пошиву, парикмахерские услуги и т.п.) – 7,5%; финансовые услуги – 6%; установка окон и дверей – 4%.

Анализ полученных вопросов все также показывает, что для граждан составляют затруднения в определении дальнейших действий при обнаружении в приобретенном товаре недостатков: куда идти, что писать, что требовать и на что рассчитывать.

Основные моменты при обнаружении в товаре недостатков регламентирует ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 200-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон):

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Вышеуказанные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Требования (претензия) оформляются в письменном виде в двух экземплярах, один из которых с отметкой продавца о получении остается у потребителя. В случае отказа продавца принять претензию, заявление может быть направлено почтой (письмом с уведомлением о вручении).

Вместо предъявления перечисленных требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Можно использовать, например, свидетельские показания.

Действия продавца (изготовителя), уполномоченной организаций или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера в случае предъявления претензий потребителем к качеству товара предусмотрены п.5 ст.18 Закона: они обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Реализация прав граждан в сфере потребительского рынка также не исключена посредством судебной защиты. Исковое заявление Вы можете направить в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту Вашего жительства. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав (ст. 17 Закона).

Управление напоминает, для того чтобы задать вопрос специалисту Управления и получить на него ответ в рамках рубрики, необходимо зарегистрироваться. Уведомление о рассмотрении вопроса будет направлено по адресу электронной почты, указанному при регистрации. Ответ на вопрос размещается в Личном кабинете потребителя в течение двух рабочих дней с даты поступления вопроса.



Возврат к списку новостей