Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

Результаты мониторинга здоровья школьников Кировской области по данным профилактических осмотров в 2012 году

1 апреля 2013 13:14:20 | социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенические условия обучения в образовательных учреждениях вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся.

Для нормального роста и развития детей имеют важное значение такие факторы как, недостаточная освещенность классов, плохой микроклимат школьных помещений, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями. Появление новых технических средств обучения, работа детей с видеодисплейными терминалами электронно-вычислительных машин способствует росту болезней органов зрения среди учащихся. Одной из самых распространенных патологий у детей считаются нарушения опорно-двигательного аппарата.Нарушения осанки, сколиозы во многом связаны с неправильной посадкой ребенка в течение продолжительного времени, возникающей вследствие несоответствия мебели росто-возрастным особенностям учащегося.

Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что в 2012 году по данным статистической отчетной формы №31 среди детей, обучающихся в школах, имели первую группу здоровья (практически здоровые дети, у которых не отмечены факторы риска) только 16,9% (в 2011 г. – 17,2%). Вторую группу здоровья (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) имели 63,7% детей, почти 18% - третью группу, т.е. имеющие хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имеют 1,5% детей (рис. 1).

Рис. 1 Распределение учащихся общеобразовательных учреждений Кировской области по группам здоровья (%).

Результаты профилактических осмотров детей в организованных коллективах в 2012 году свидетельствуют о понижения остроты зрения в процессе школьного обучения: число детей, окончивших общеобразовательные учреждения с понижением остроты зрения в сравнении с детьми, поступившими в них, вырастает в 5,5 раза (снижение остроты зрения выявлено у каждого третьего выпускника- школьника).

В динамике в период 2008-2012 г.г. по данным результатов профилактических осмотров отмечается прирост распространённости понижения остроты зрения детей, оканчивающих школы на 19% (рис. 2).

Рис. 2 Динамика распространённости понижения остроты зрения детей по результатам профосмотров (на 1000 осмотренных)

Рост распространённости сколиоза среди школьников за время обучения возрастает в 10 раз (2012 г. - 74 на 1000 осмотренных), нарушений осанки в 3 раза (119 на 1000 осмотренных) (рис. 3,4).

Рис. 3 Динамика распространённости сколиоза по результатам профосмотров детей

(на 1000 осмотренных)

 

Рис. 4 Динамика распространённости нарушений осанки по результатам профосмотров детей (на 1000 осмотренных).

Таким образом, отрицательная динамика состояния здоровья школьников в процессе обучения обусловливает необходимость совершенствования работы образовательных учреждений в направлении сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. В решении проблемы состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, необходим комплексный подход, включающий усилия как системы образования, так и здравоохранения.



Возврат к списку новостей