Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

Счетная палата Российской Федерации дала оценку деятельности Роспотребнадзора по реализации функций в области защиты прав потребителей

20 сентября 2012 15:23:26 | защита прав потребителей

«Счетная палата впервые провела мероприятие, в рамках которого оценила, как госорган выполняет возложенную на него функцию, оказывающую непосредственное влияние на повышение качества жизни людей», - рассказывает «Российской газете» аудитор Владимир Катренко.

«Чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия» - к такому выводу пришла Счетная палата и порекомендовала правительству разработать долгосрочную стратегию по защите прав потребителей и подкорректировать законодательство в этой части, поскольку в нем имеются существенные пробелы. Такие рекомендации аудиторы выдали, проверив, насколько эффективно справляется со своими функциями Роспотребнадзор.

Для аудита были выбраны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и четыре ее территориальных органа. Однако в ходе проверки были выявлены не столько недостатки в работе Роспотребнадзора, сколько прорехи в законодательстве, которые не позволяют защищать потребителей максимально качественно.

«Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок, постоянно увеличивается число внеплановых из-за роста жалоб людей», - продолжает Владимир Катренко. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли, и их число постоянно растет. Наиболее типичные нарушения - это отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи. Значительное число нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то, что законодательство России в основном соответствует требованиям Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей и не всегда позволяют Роспотребнадзору работать более эффективно.

Например, поясняет Владимир Катренко, сейчас запрещено использовать при внеплановых проверках «эффект внезапности», то есть о проверке надо заранее предупреждать. «В итоге недобросовестный продавец, реализующий товары с истекшим сроком годности, зная о проверке, имеет возможность временно устранить нарушения, а после ее завершения вернуться к соответствующей практике», - говорит он.

1,2 миллиарда рублей выиграл Роспотребнадзор в пользу потребителей в прошлом году.

Кроме того, в законодательстве есть пробелы, позволяющие недобросовестному предпринимателю и уклониться от проверки. Не урегулирован механизм выездной проверки, если при ее проведении отсутствует руководитель или его представитель. «В итоге недобросовестные предприниматели избегают проверок», - продолжает аудитор. Отсутствует механизм переноса срока проверки, если руководитель болен или находится в отпуске, а если меняется наименование юрлица и место фактический адрес, проверки в текущем году исключаются.

Есть и еще факторы, затрудняющие защиту прав потребителей. Например, отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей.

Тем не менее, Роспотребнадзор достаточно неплохо справляется со своими обязательствами, и реальная, финансово измеримая польза практически превышает расходы государства на это направление работы службы. Так, в 2011 году при участии Роспотребнадзора присуждено в судах в пользу потребителей почти 1,2 миллиарда рублей. Хотя и внутри ведомства есть свои проблемы, например, кадровые. Так, штаты центрального аппарата ведомства и управления по Москве укомплектованы на 75-78 процентов. Связано это с существенной разницей между зарплатой работников и средней зарплатой на рынке. Например, средняя зарплата сотрудников Роспотребнадзора в столице в 2011 году была 15,9 тысячи рублей, а рабочих и служащих по Москве, включая организации малого предпринимательства, - 40,5 тысячи рублей.

И еще одну неожиданную негативную тенденцию выявили аудиторы - общества защиты прав потребителей, которые по идее должны быть помощниками Роспотребнадзора, стали за деньги защищать, наоборот, предпринимателей от потребителей.

Информация подготовлена с использованием материала

«Российская газета» - федеральный выпуск № 5881 (208) от 11.09.2012



Возврат к списку новостей