26 июля 2012 16:15:06 | социально-гигиенический мониторинг

Формирование здоровья школьника в определенной степени зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка, его нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. По оценкам Института возрастной физиологии Российской академии образования, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.

Несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса (его интенсификация) впоследствии приводит к росту нервно-психических расстройств, астенизации детей. Повсеместное применение технических средств обучения, уровни освещенности, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, высокая учебная нагрузка все это способствует снижению остроты зрения среди обучающихся детей.

Нарушения осанки, сколиозы во многом связаны с неправильной посадкой ребенка в течение продолжительного времени, возникающей вследствие несоответствия мебели росто-возрастным особенностям учащегося.

Интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными санитарно-гигиеническими условиями обучения, неполноценным питанием приводит к тому, что за время учебы большая часть детей из групп риска переходят в III, IV группы здоровья, что свидетельствует о формировании стойкой хронической патологии. В 2011 г. по данным статистической отчётной формы №31 среди детей, обучающихся в школах Кировской области, имели первую группу здоровья только 17,2% детей, вторую группу здоровья – 63,3%, третью группу здоровья – 17,8%, четвёртую и пятую группу здоровья – 1,7%, причём распределение детей по группам здоровья в период 2009-2011 г.г. имеет тенденцию к уменьшению доли детей первой группы здоровья и увеличению доли детей, имеющих хронические заболевания (рис.1).

Рис. 1 Распределение учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений Кировской области по группам здоровья.

Результаты профилактических осмотров детей в организованных коллективах в 2011 году свидетельствуют о понижения остроты зрения за период школьного обучения в 5,5 раза (снижение остроты зрения выявлено у каждого четвёртого школьника). Рост распространённости сколиоза среди школьников за время обучения возрастает в 10,9 раз (2011 г. – 77,7 на 1000 осмотренных), нарушений осанки в 3,3 раза (119,3 на 1000 осмотренных) (рис 2).

 Рис.2 Число детей с нарушением осанки, сколиозом и понижением зрения по результатам профилактических осмотров школьников Кировской области в 2011 году (на 1000 осмотренных).

Таким образом, число отклонений в состоянии здоровья школьников за период обучения возрастает в несколько раз, что требует повышенного внимания медицинского персонала, педагогов и родителей.

Для профилактики возникновения и прогрессирования миопии и нарушений осанки у школьников необходимо выполнение целого комплекса мероприятий, включающего в себя: оснащение школ мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям детей, контроль рабочей позы, рассаживание детей на уроках с учетом наличия отклонений в здоровье учащихся, рациональная организация освещения, правильная организация учебного процесса и т.д. Ребенок проводит в школе значительную часть времени, и потому очень важно, чтобы все виды деятельности, обеспечивающие его интеллектуальное, физическое, духовно-нравственное развитие, выстраивались без потерь для его здоровья.



Возврат к списку новостей