14 марта 2011 13:59:59 | защита прав потребителей

Как и прежде в 2010 году основные усилия по решению задач осуществления государственного надзора за соблюдением прав потребителей на потребительском рынке товаров и услуг были сосредоточены на актуальных и значимых для населения направлениях.

Одним из таких приоритетных направлений работы Управления Роспотребнадзора по Кировской области (далее Управление) являлась деятельность по защите прав потребителей финансовых услуг.

В 2010 году отмечен существенный прирост письменных жалоб граждан на нарушение их прав при оказании финансовых услуг.

Количество письменных обращений в указанной сфере увеличилось на 81 % по сравнению с 2009 годом - с 16 в 2009 году до 97 жалоб в 2010.

В связи с этим, была активизирована соответствующая работа Управления по защите прав граждан в указанных сферах потребительских правоотношений.

В 2010 году Управлением проведено 23 внеплановые проверки и 15 административных расследований в отношении кредитных организаций (в 2009 году 1 внеплановая проверка). Проверки проведены в отношении крупнейших в России банков – ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО АКБ «Росбанк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ЗАО «Райффайзенбанк», ОАО АКБ «Пробизнесбанк», ОАО АКБ «Промсвязьбанк»; а также в отношении кредитных организаций Кировской области – ОАО «Вятка Банк», ОАО КБ «Хлынов», ЗАО «Первый Дортрансбанк».

По результатам проверок кредитным организациям выдано 9 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в порядке ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в 2009 году – одно предписание).

В отношении кредитных организаций (юридических лиц) составлено 18 протоколов об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за включение в договоры с потребителями условий, ущемляющих их права (в 2009 году 1 протокол).

Зачастую, кредитные организации, не соглашаясь с позицией Управления относительно выявленных нарушений, обращались с соответствующими заявлениями в арбитражные суды.

Так в 2010 году банками в арбитражные суды направлено 5 заявлений об оспаривании предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и 4 заявления об оспаривании постановлений о наложении на кредитные организации штрафов за выявленные нарушения прав потребителей.

В результате рассмотрения данных категорий дел на территории Кировской области в арбитражных судах сформирована четкая практика по следующим актуальным вопросам:

- незаконность взимания различных комиссий при выдаче кредита (комиссий за ссудный счет, за выдачу кредита и проч.);

- незаконность включения в договор условий о возможности кредитных организаций в одностороннем порядке изменять любые положения договора с потребителем;

- незаконность включения в договор положений о территориальной подсудности рассмотрения споров между кредитными организациями и потребителями;

- незаконность включения в договор положений о моменте исполнения обязательств по кредитному договору (определение банком момента внесения денежных средств в оплату кредита без учета положений ст. 37 Закона о защите прав потребителей);

- необоснованное установление банками неустойки (штрафа) за совершение заемщиком действий не связанных с ненадлежащим исполнением принятого на себя обязательства, и прочие.

Формирование на территории области указанной судебной практики во многом обусловило и формирование в 2010 году положительной практики в судах общей юрисдикции при рассмотрении споров между гражданами и банками, связанными с противоправными действиями кредитных организаций.

Так по 24 делам о защите прав потребителей финансовых услуг, участие в которых принимали специалисты Управления, мировыми и районными судами в пользу граждан присуждено более 750 000 руб.

При этом основу для соответствующей положительной практики положили исковые заявления в защиту прав конкретных потребителей, поданные Управлением в начале 2010 года.

В целях оказания правовой помощи гражданам на официальном сайте Управления в разделе «защита прав потребителей» размещены образцы исковых заявлений к банкам.

Вместе с тем, по данным Управления с января 2011 года суды общей юрисдикции Кировской области начали отказывать потребителям в возмещении убытков, причиненных противоправными действиями кредитных организаций.

Официальной информацией о причинах изменения судебной практики по указанной категории дел Управление не обладает. Названная информация доведена до сведения Федеральной Службы.

На данный момент Управлением предпринимаются все необходимые усилия по обжалованию соответствующих судебных актов в установленном законом порядке.

В 2010 году Управлением активней применялись гражданско-правовые меры защиты прав неопределенного круга потребителей финансовых услуг - в суды различных инстанций субъектов РФ направлено 5 заявлений о признании противоправными действий кредитных организаций в отношении неопределенного круга потребителей.

Два заявления Управления были удовлетворены судами Кировской области и вступили в законную силу (в отношении ОАО «Вятка Банк» и ОАО АКБ «Росбанк»). Остальные иски находятся на стадии производства или обжалования.

Размещаем имеющиеся в распоряжении Управления решения судов (архив в формате ZIP 44Mb) различных субъектов в защиту неопределенного круга потребителей, которые могут быть использованы потребителями при обращении их в суды с целью защиты своих прав.

Дополнительно сообщаем, что согласно положениям ст. 46 Закона о защите прав потребителей, вступившее в законную силу решение суда о признании действий исполнителя (в данном случае банка) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий исполнителя, в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они исполнителем.



Возврат к списку новостей