11 февраля 2010 10:07:17 | защита прав потребителей

Управлением Роспотребнадзора по Кировской области (далее Управление) в 2009году при проведении проверок выявлено и зафиксировано в установленном законом порядке 1154 различных нарушения прав потребителей.

В структуре выявленных нарушений по видам деятельности по-прежнему основную долю составляют нарушения в сфере:

Наиболее часто права потребителей нарушаются в сфере торговли, что обусловлено следующими причинами: данный сектор потребительского рынка занимает наибольший удельный вес на потребительском рынке и доля жалоб, поступивших в Управление, приходилась, в первую очередь, на работу торговых организаций - 69%. (513 письменных жалоб из 744-х).

По видам обязательных требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области защиты прав потребителей, структура выявленных в 2009 году нарушений представлена следующим образом:

Всего в сфере защиты прав потребителей специалистами Управления Роспотребнадзора по Кировской области возбуждено 830 (в 2008 - 822) дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на виновных лиц 952 800 рублей. Выдано 29 предписаний о прекращении прав потребителей.

В 2009 году Управление в своей практической деятельности по надзору в сфере защиты прав потребителей акцентировало внимание, прежде всего, на таких проблемных секторах потребительского рынка как: оказание платных медицинских услуг, туристических услуг, услуг связи, жилищно-коммунальных услуг и др., т.е. там, где уровень как государственной, так и общественной (муниципальной) защиты пока еще не отвечает реальным запросам населения.

В связи с частыми нарушениями прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг в порядке планового и внепланового надзора проверено соблюдение законодательства о защите прав потребителей в 89 организациях (в 2008г –65), по их результатам возбуждено 23 административных дел (в 2008-16). Виновные должностные лица и индивидуальные предприниматели привлечены к административной ответственности.

Проверки показывают, что во всех без исключения проверенных медицинских учреждениях нарушаются права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о применяемых материалах при оказании услуг. В частности, при использовании изделий и материалов медицинского назначения в хирургии и стоматологии, нередко на них отсутствуют сведения о сроках годности. Имеют место нарушения при оформлении договора с потребителями, в договорах не указываются сроки предоставления потребителям услуг.

Специалистами Управления в 2009 году проведено четыре семинара с медицинскими работниками по вопросам соблюдения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 №27.

Продолжает быть одним из приоритетных направлений деятельности Управления – осуществление надзора за соблюдением прав потребителей в сфере предоставления туристских услуг.

В соответствии с планом работы по надзору и по обращениям потребителей туристских услуг в 2009 году проверена деятельность 9-и туристических фирм. По результатам проверок составлено 12 протоколов об административных правонарушениях по ст.14.8 ч.1 и 14.8 ч.2 КоАП РФ (в 2008г- 7протоколов), выдано 7 предписаний.

В связи с поступлением обращений граждан на нарушения правил оказания телематических услуг связи и правил оказания услуг по передаче данных в 2009 году Управлением проведены внеплановые проверки деятельности крупнейших в Кировской области операторов связи путем возбуждения административных расследований по обращениям потребителей. Все операторы - юридические лица, в отношении которых проводилось административное расследование, привлечены к административной ответственности по ч.1, ч.2 ст.14.8 КоАП РФ за нарушения ст.16, ст.32 Закона о защите прав потребителей» (включение в договоры, заключаемые с гражданами на оказание услуг связи условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, лишение права потребителей на отказ от исполнения договора) в виде наложения штрафа. Кроме того, двум операторам выданы предписания о прекращении нарушения прав потребителей.

По-прежнему не теряет актуальности в условиях реформирования жилищно- коммунального хозяйства осуществление постоянного надзора за предоставлением жилищно-коммунальных услуг населению.

В 2009 году Управлением проведено 126 проверок деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса. За выявленные нарушения привлечено к административной ответственности 32 юридических лица. Наказаны в административном порядке 103 должностных лица.

В интересах двух потребителей коммунальных услуг (лиц преклонного возраста) подготовлены и направлены исковые заявления в суд о признании незаконными действий Управляющей компании о взимании с них платы за горячее и холодное водоснабжение без учета показаний счетчиков, установленных потребителями в своих квартирах. Исковые требования судом удовлетворены, при обжаловании судебные решения оставлены в силе.

В то же время следует признать, что на данном направлении работы не достигнуто должных результатов. Этому ряд объективных причин: во-первых, контролирующие органы и потребители коммунальных услуг не всегда могут использовать и применить преференции, установленные законодательством о защите прав потребителей, при проведении проверок объектов жилищно-коммунального хозяйства в виду множественных коллизий между положениями гражданского, жилищного и специального законодательства, а также принятыми в их исполнение подзаконными актами. Так, к примеру, собственники жилых помещений в многоквартирном доме и специалисты Управления лишены возможности обжалования соответствующих коллегиальных решений, принятых общим собранием, так как не определена гражданская правосубъектность общего собрания. Аналогичного рода проблемы возникают у членов товариществ собственников жилья.

Во-вторых, затруднительно привлечь к ответственности за нарушение прав потребителей, определить объем обязательств хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги жителям из-за неопределенности фактически возникающих возмездных отношений в сфере ЖКХ. В виду отсутствия письменно оформленных договоров у потребителей с предприятиями, подающими населению воду, тепло, электроэнергию, т.е. ресурсоснабжающими организациями, позволяет последним уходить от прямой ответственности перед потребителями за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В - третьих, Управление не наделено полномочиями проведения экспертизы для установления причины предоставления потребителям коммунальной услуги ненадлежащего качества, вследствие чего лишено возможности применения механизмов судебной защиты прав потребителей.

Постоянно в системе ведется работа по консультированию и информированию потребителей. Используются возможности средств массовой информации в повышении потребительской грамотности населения, а также получения потребителями консультаций на личном приеме в Общественной приемной Управления. Организовано ежедневное консультирование граждан по вопросам потребительского законодательства по телефону «горячая линия», ежемесячное – в общественной приемной Главного федерального инспектора по Кировской области. Работает информационный сайт Управления.

В 2009 году в форме личного приема обратилось к специалистам Управления по вопросам защиты прав потребителей 2560 человек, рассмотрено 744 письменных обращений граждан.

На базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в истекшем году создан Консультационный центр для потребителей, которым принято и проконсультировано 2428 человек.

По-прежнему услуги по защите прав потребителей являются востребованными для населения, так как количество нарушений их прав продавцами товаров, исполнителями услуг не снижается, о чем свидетельствуют следующие цифры.

Общее число соответствующих обращений граждан, поступивших в Управление составило:

Высокий уровень нарушений законодательно установленных прав потребителей на потребительском рынке объясняется многими причинами это:

В 2009 году специалисты Управления использовали гражданско-правовые способы защиты прав потребителей путем участия в рассмотрении судебных дел, связанных с применением и нарушением потребительского законодательства.

Специалистами Управления даны заключения в порядке ст.40 Закона «О защите прав потребителей при рассмотрении судами по 91 гражданскому делу в сфере защиты прав потребителей. В подавляющем большинстве споров суды приняли позицию представителя Роспотребнадзора и вынесли решения в пользу потребителей. В защиту прав потребителей подано 10 исковых заявлений, из них 2 иска в интересах неопределенного круга лиц.

На территории Кировской области по состоянию на 22.01.2010 года зарегистрировано в установленном законом порядке 13 общественных объединений потребителей, из них 10 объединений размещены в областном центре, большинство из которых занимаются подготовкой исков в суд в интересах потребителей и принимают активное участие в судебных заседаниях по рассмотрению исковых заявлений.

Систематически специалисты Управления выступают в трудовых коллективах предприятий, организаций по различным вопросам защиты прав потребителей, принимают участие в проведении семинарских занятий учебного характера с представителями предпринимательства в обществе «Знание», читают лекции для предпринимателей при выездах в районы области. Активно взаимодействуют со средствами массовой информации, региональными радиотелекомпаниями.

Пресс-центр



Возврат к списку новостей