1 июня 2022 09:08:00 | защита прав потребителей

Что делать, если авиакомпания отменила рейс, а деньги не вернула?

Согласно п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее — ФАП № 82), в случае отмены рейса, указанного в билете, отказ пассажира от перевозки признается вынужденным отказом.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 № 155 (далее — Правила № 155).

Так, на основании раздела XVI Правил № 155 в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается:

— вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена;

— сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа, сбор за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса;

— сумма, уплаченная перевозчику за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок, в случае, если дополнительные услуги не оказаны.

В целях скорейшего разрешения вопроса возврата денежных средств, необходимо инициировать досудебное урегулирование путем направления письменной претензии на юридический адрес авиакомпании с соответствующим требованием о возврате провозной платы за несостоявшийся перелет.

Необходимо отметить, что переписка с авиакомпанией посредствам социальных сетей и форм приема обращений, интегрированных на сайтах, не всегда принимается ко вниманию в суде, так как фактически не является доказательством соблюдения пассажиром обязательного претензионного порядка, установленного ч.4 ст.124 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ).

Исходя из содержания ст. 127.1 ВК РФ, перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

Из толкования вышеуказанной нормы, а также анализа сложившейся судебной практики по данному вопросу, следует, что авиаперевозчик должен рассмотреть претензию, а так же вернуть провозную платы в течении 30 дней с момента получения претензии, в противном случае у перевозчика возникает дополнительная имущественная ответственность, установленная законодательством о защите прав потребителей, а именно п. 6 ст. 13 и ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) — в части штрафа за отказ в удовлетворении требований потребителя и компенсации морального вреда.

Управление обращает внимание, что требования о возврате денежных средств носят имущественный характер. В случае отказа в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке защита прав осуществляется судом (п.1 ст.11 Гражданского кодекса РФ).

Исковое заявление может быть подано в суд по месту нахождения исполнителя, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав (ст.17 Закона).

При этом на основании абз.3 п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.

В случае реализации права на судебную защиту, защита потребительских прав Управлением возможна в порядке, предусмотренном ч.1 ст.47 ГПК РФ в ее взаимосвязи со ст.40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ! С учетом положений ст.1186, ст.1211 и ст.1212 Гражданского Кодекса РФ, деятельность иностранных авиакомпаний не регулируется российским законодательством, если иное не установлено соглашением о воздушном сообщении или в договоре с пассажиром.

Разрешение вопроса о возврате денежных средств за авиабилеты в связи с отменой рейсов в данном случае возможно по правилам, действующим в стране, в которой зарегистрирован авиаперевозчик.

Кроме того, по правилам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) перевозчик может отказать в перевозке или в дальнейших перевозках по причинам безопасности, во исполнение каких-либо применяемых законов, правил или распоряжений любого государства или страны, из которой, в которую или через которую осуществляется рейс. При этом, если ни одна часть билета не использована, перевозчик выплачивает пассажиру сумму, равную уплаченному тарифу. Правила Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) имеют приоритет над условиями договора в билете.

Указанная правовая позиция подтверждается официальными разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации (https://avia.rostransnadzor.gov.ru/chasto-zadavaemy-e-voprosy).



Возврат к списку новостей